Энциклопедия "Мой Курск"


А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 
ЩЕПКИН, Михаил Семёнович [6(17).XI.1788 - 11(23).VIII.1863] - русский актёр, реформатор театра, основоположник реализма в русском театральном искусстве, "...родился в Курской губернии Обоянского уезда в селе Красном, что на речке Пенке...". Такова первая фраза щепкинских "Записок", написанная А. С. Пушкиным. Отец его, Семен Григорьевич, был крепостной человек графа Г. С. Волькенштейна, выполнявший обязанности управляющего поместьем. Юные годы Щ. протекали между господской гостиной и лакейской. Господа баловали на редкость живого и смышлёного мальчика и в то же время давали ему почувствовать всю зависимость его положения "крещёной собственности". Здесь же, в графском имении Волькенштейна, детскому взору было впервые представлено сценическое зрелище, а вскоре Щ. начали привлекать к участию в спектаклях. В театре Волькенштейна Щ. не только выступал в пьесах, но и пел в операх, концертах, исполняя вокальные отрывки из постановок, играл на гуслях. В возрасте 11 лет, учась в уездном училище в Судже, Щ. и его друзья поставили комедию "Вздорщина". В 1801 - 1802 в театре графа Волькенштейна Щ. исполнил несколько ролей, в том числе Степана-сбитенщика в опере Я. Княжнина "Сбитенщик", помещика в комической опере "Несчастье от кареты" того же автора. Окончив уездное училище в Судже, Щ. постоянно жил в курском доме Волькенштейнов, где граф проводил ежегодно несколько зимних месяцев. В 1802 Щ. отдали в Курское губернское училище, где он проявил ещё и талант рисовальщика. В свободное от учёбы время Щ. старался не пропускать ни одного спектакля театра под руководством братьев Барсовых, который находился недалеко от дома. Туда он проникает под любым предлогом: то переписывает ноты, то суфлирует. В ярмарочный период в Курском театре братьев Барсовых Щ. также выполнял обязанности суфлера или просто ходил с оркестром и носил контрабас или литавры. С ноября 1805 по разрешению Волькенштейна за успешное окончание губернского училища Щ. включили в труппу театра. Поначалу он играл в незначительных эпизодах. Так бы всё продолжалось и дальше, если б не случай. В середине ноября актриса Пелагея Лыкова приехала к господам Волькенштейнам с тем, чтобы пригласить их на свой бенефис. Она с грустью сообщила, что актер Арепьев, исполнявший роль Андрея - почтаря в драме "Зоа", проиграл в трактире платье и имеет "нетоварный" вид по причине того, что выпил за последние дни изрядную порцию вина. Щ. с согласия Лыковой заменил его. Спектакль прошёл с громадным успехом, а Щ. завоевал положение ведущего исполнителя. Переломным моментом в своей судьбе Щ. считал 1810, когда в селе Юнаковке (ныне - Сумская область Украины), что в 20 километрах от Суджи, присутствовал на любительском спектакле в доме кн. Голицына с участием кн. П. В. Мещерского в гл. роли. Игра Мещерского поразила Щ. своей кажущейся простотой и силой воздействия на зрителя. После закрытия Курского театра на ремонт Щ. с разрешения Г. С. Волькенштейна в 1816 перешёл в харьковскую труппу И. Ф. Штейна. С той поры Щ. в Курске бывал лишь наездами. Театр Штейна, кочевавший из одного города в другой, развил и укрепил реалистические начала, которые зародились в творчестве Щ. под влиянием кн. Мещерского. Главное теперь жило в душе актёра - не рассмешить или растрогать зрителя, а зажить самой ролью, мыслями и переживаниями воплощаемого на сцене персонажа. С 1817 Михаил Семёнович служит в Полтавской труппе, возглавляемой видным писателем Иваном Петровичем Котляревским. К числу самых замечательных работ актёра, сыгранных в Полтаве, относятся две роли, написанных Котляревским специально для него: казака Чупруна в "Москале-чаривныке" и выборного Макогоненко в "Наталке-Полтавке". Это были первые национальные украинские оперы.
   От крепостной зависимости актёр освободился при содействии князя Репнина, мецената Полтавского театра, когда ему было уже 33 года. В Москву Михаил Семёнович приехал в 1823, имея за спиной почти 20-летний стаж провинциального актёра и множество сыгранных ролей. Плотно войдя в репертуар Малого театра, выступал почти через день, а, случалось, и каждый день в новых ролях. Но больше всего ему по душе была тема маленького человека, наивного, чистого, преданного труду. В сатирических и бытовых ролях он развивал обличительные мотивы. Поначалу Щ. не был подготовлен к хорошим выступлениям на московской сцене. У него был южнорусский выговор, он был толст, малоросл, неуклюж. Однако через несколько лет уже говорил по-московски, оттренировал своё тело, сделав его пластичным, поставил голос. С 1823 и до самой смерти Щ. - ведущий актёр московского Малого театра. За свою жизнь на сцене Щ. воплотил около 600 ролей. Им сыграны были такие значительные роли, как Фамусов в "Горе от ума" А. С. Грибоедова, городничий в "Ревизоре" Н. В. Гоголя. Щ. сам говорил, что этим авторам он многим обязан: "...они меня силою своего могучего таланта, так сказать, поставили на видную ступень в искусстве". Несколько раз Щ. бывал на гастролях в Петербурге. Билеты на спектакли с его участием разбирались нарасхват. От Щ. приходили в восторг, его вызывали на сцену по нескольку раз, от игры его смеялись и плакали, его смотреть приходили даже те, которые никогда не посещали театра. Щ. был самым ярким выразителем внутреннего освобождения от пут официального, придворного классицизма. На его долю выпала великая миссия - реалистическая реформа отечественной сцены, подчинение ее идеям гражданственности и исторической правды. Обладая великолепными музыкальными данными, Щ. вполне справлялся с оперными партиями, серьёзно увлекался живописью и литературой. Щ. отличался непревзойдённым даром рассказчика, живо, в лицах передавал байки о нравах курских купцов и обывателей, одна из которых впоследствии легла в основу трагического сюжета "Сороки-воровки" А. И. Герцена, другая - "Собачки" В. А. Соллогуба.
   Щ. многократно выезжал с гастролями в провинцию. Здесь, вдали от гнетущего воздействия Конторы императорских театров, он мог смелее и увереннее искать, экспериментировать и творить, здесь он мог широко общаться со всей массой русского актерства, здесь он мог распространять вширь и вглубь открытые им театральные истины и законы. Для Щ. его провинциальные гастроли были вполне осознанной общественной и художественной миссией. В 1856 князь А. И. Барятинский, назначенный наместником Кавказского края, обратился к Щ. с просьбой помочь в подборе актеров для Тифлисского театра и приехать на гастроли в Тифлис. В Государственном историческом музее хранится письмо А. И. Барятинскому от апреля 1857, в котором Щ. пишет: "Дело, поручаемое мне Вашим сиятельством, так близко моему старому сердцу, что готов всею душою содействовать оному, насколько хватит моих средств и сил... Надеюсь, что Ваше сиятельство заботитесь насчет театра не для одной только забавы; но чтобы забава забавой, но и развивалось бы искусство, которое так полезно для народа. Во все века искусство было всегда впереди массы, а потому, добросовестно занявшись оным, нечувствительно и масса подвигается вперёд..." Так думал Щ. до конца своих дней. Щ. осуществил задачи, выдвинутые общим ходом русской театральной истории, определил основные линии дальнейшего развития русского театра.
   22 мая 1895 в Судже в присутствии артистов Московского Малого театра М. Ермоловой, И. Южина-Сумбатова, правнучки Щ. писательницы Т. Л. Щепкиной-Куперник и др. деятелей культуры был открыт памятник Щ. работы скульптора В. М. Боровского. На лицевой стороне постамента из чёрного лабрадора высечено: "Михаилу Семёновичу Щепкину, великому актёру, 1788 - 1863". На боковой стороне написано: "В 1801 г. в г. Судже ученик уездного училища Щепкин в первый раз выступил маленьким актёром в комедии А. Сумарокова "Вздорщицы" в роли слуги Розмарина". На постаменте высечено высказывание самого Щ.: "Жить для меня - значит играть на сцене, играть на сцене - жить". В декабре 1911 по решению городской Думы Курскому драматическому театру было присвоено имя Щ. (в настоящее время в этом здании находится кинотеатр им. Щепкина). В Центральном округе Курска 25 октября 1957 его именем названа улица, на которой находится кинотеатр им. Щепкина. Мемориальная доска на Доме офицеров напоминает о начале артистической карьеры Щепкина на сцене Дворянского собрания (авторы - куряне скульптор Н. Криволапов и архитектор В. Михайлов). В Москве его имя присвоено театральному училищу-ВУЗу при Малом театре, а в 1980 во дворе этого училища был установлен бронзовый памятник Щ. Автор - выпускник училища 1950-х, уроженец села Гуево Суджанского района Александр Васильевич Тарасенко. В с. Красном Обоянского р-на, на родине Щ. установлена скульптура работы В. М. Клыкова.

   И. В. Аниканова
   Соч.: Записки актёра Щепкина. М. - Л. 1933.


На главную страницу

2008 - 2023