Энциклопедия "Мой Курск"


А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 
ТАНЕЦ, (от нем. Tanz) - вид искусства, в котором художественные образы создаются посредством ритмически чёткой смены систематизированных положений человеческого тела. Отбор танцевальных положений и их организация являются культурно-историческим процессом, связанным с особенностями жизни и быта каждого народа. Первоисточниками Т. явились разнообразные движения и жесты человека, связанные с трудовыми процессами, с наблюдениями над природой, с эмоциональными впечатлениями от окружающего мира. Первоначально Т. был тесно связан с песней и словом. Примером такой народной хореографии являются хороводные песни-пляски. Постепенно в ходе исторического развития Т. приобрёл значение самостоятельного вида искусства. В то же время Т. неотделим от музыки, содержание которой он раскрывает в зрительных образах. Основой Т. является народное творчество, при этом танцевальные культуры различных народов обогащают друг друга.
   Первым литературным источником, в котором упоминается о существовании народных Т. на территории Курской области, является Указ царя Алексея Михайловича от 1649 о достодолжном провождении праздников "с великим запрещением сатанинских игрищ, скакания и плясания". В современных плясовых хороводах Курской области различают два вида танцев - танки и карагоды (местные названия танцев являются "украинизмами" с более ранним заимствованием из языка " идиш"). Танок - хоровод преимущественно плясового характера с развитыми построениями и множеством фигур под собственное пение самих участников. Есть танки с элементами сценического действия, например, свадебные. Карагод - род пляски, в основе которой лежит как коллективное, так и индивидуальное мастерство исполнителей, при этом зачастую танцу аккомпанируют музыканты. Примером карагода является танец "Топотуха". Однако данное деление не имеет резких границ, примером чему может служить популярный и до настоящего времени в Беловском и Суджанском районах танец "Тимоня", в котором хоровод сочетается с индивидуальным мастерством исполнителей и заканчивается вовлечением в танец даже музыкантов-аккомпаниаторов. Фундаментальные исследования курских танцев, проведённые А. В. Рудневой (Курские танки и карагоды. М., 1975), наглядно показали преемственность форм современных народных танцев от обрядов древних времен.


На главную страницу

2008 - 2023