БРОНЕПОЕЗД - бронированный подвижной железнодорожный состав, предназначенный для ведения боевых действий в полосе железных дорог. Б. использовались в годы Гражданской и Великой отечественной войн. Б. состоял из боевой части и технической базы. Боевая часть включала в себя бронепаровоз (серийный паровоз, защищённый бронёй; наиболее часто использовались паровозы серии О); впереди и сзади паровоза располагались две-четыре бронеплощадки (броневагоны), а к ним прицеплялись четыре-шесть контрольных платформ (для предупреждения подрыва Б. на минах и фугасах). Платформы служили также для перевозки ремонтно-восстановительных материалов. Бронеплощадки устраивались на четырёхосных платформах, на которых монтировался броневой корпус с пулемётами, вращающимися орудийными башнями, оптическими прицелами, средствами связи. База Б., предназначенная для размещения штаба, отдыха личного состава и хранения боеприпасов и состоявшая из паровоза и нескольких вагонов, во время боя находилась вне досягаемости огня артиллерии противника. Серийно Б. строились в Брянске и в Коломне, а путём переоборудования - во многих паровозных депо, на паровозо- и вагоноремонтных заводах России. На Курском железнодорожном узле Б. оборудовали в 1918 и в 1941. В апреле 1918 рабочими Курского паровозного депо при угрозе захвата Курска войсками кайзеровской Германии был построен Б. № 152 "Молния" - Б. легкого типа, именовавшийся бронелетучкой (бронепаровоз, две бронеплощадки, две контрольные платформы). Экипаж бронелетучки состоял из 70 бойцов красногвардейского отряда курских железнодорожников, возглавляемого Р. С. Кукулдавой. Большинство из них - члены Ямского союза рабочей молодежи им. III Интернационала, а также сотрудники транспортной ЧК Курского железнодорожного узла. Б. "Молния" смелыми и решительными действиями оправдывал свое название. В 1918 - 1919 его экипаж выезжал на подавление мятежей в Старый Оскол, Золотухино, Охочевку, Елец, Ливны, Щигры, Солнцево, Сараевку, Мармыжи. Летом 1919 Б. "Молния" участвует на Южном фронте в боях с деникинцами, в обороне Курска на участке Прохоровка-Ржава-Солнцево (август - сентябрь 1919). В ноябре 1919 в составе
девятой стрелковой дивизии Б. "Молния" участвовал в освобождении Курска от деникинцев. Последние боевые действия экипаж Б. "Молния" вёл на участках Белгород-Волчанск, Белгород-Купянск в январе 1921 при разгроме отрядов Нестора Махно, прорвавшихся с Украины в центрально-чернозёмные губернии РСФСР. В 1919 - 1920 курские железнодорожники ремонтировали ряд Б., сражавшихся на Южном фронте. Б. № 38 (1-й Черноморский), который обслуживали паровозные бригады курских машинистов, прошёл боевой путь по 5 фронтам гражданской войны, участвовал в боях с деникинцами в районе ж.-д. ст. Прохоровка и Ржава. В районе Ржавы повредил огнем 4 вражеских Б. В годы ВОВ в ходе подготовки Курска к обороне на железнодорожном узле для частей 13-й армии были построены два Б. Каждый из них состоял из бронепаровоза, двух бронеплощадок (четырёхосные платформы), и четырёх контрольных платформ. Позднее, в ноябре 1941, на Б. были оборудованы площадки ПВО с зенитными орудиями и четырёхспаренными зенитными пулеметами. 24 курских железнодорожника стали машинистами, помощниками машинистов, кочегарами, главными кондукторами, поездными вагонными и путевыми мастерами. Первый Б. (переименованный в № 15) под командованием ст. лейтенанта И. А. Сазанова участвовал в обороне Курска, поддерживал части 2-й гвардейской стрелковой дивизии и 160-й стрелковой дивизии на участке Курск - Щигры - Мармыжи, в обороне и освобождении ж.-д. ст. Мармыжи (декабрь 1941). Второй Б. (переименованный в № 14) под командованием мл. лейтенанта В. М. Морозова поддерживал ополченцев при обороне Курска. В ходе Московской битвы экипаж Б. поддерживал части 148-й, 307-й стрелковых дивизий на участке Шатилово - Измалково - Казаки, участвовал в обороне и освобождении Ельца (декабрь 1941). В январе-феврале 1942 курские Б. были существенно реконструированы в паровозных депо Лиски и Россошь Юго-восточной ж. д. 11 марта 1942 Б. № 14 и № 15 вошли в состав 62-го отдельного дивизиона Б. (62-й ОДБП) Юго-западного фронта. С 28 июня 1942 г. 62-й ОДБП участвовал в оборонительных боях на Воронежском направлении. Окруженные вражескими танками, Б. № 14 и № 15 были взорваны 4 июля 1942 на перегоне Семилуки - Подклетное.
А. Н. Манжосов
Лит.: Ефимьев А. В., Манжосов А. Н., Сидоров П. Ф. Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941 - 1945. М, 1992.