Энциклопедия "Мой Курск"


А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 
АВИАЦИЯ - вид транспорта, совокупность организаций, применяющих летательные аппараты тяжелее воздуха. Первый аэроплан ("Фарман-IV") куряне увидели 5 мая 1911, когда с гастролями в Курск пожаловал Сергей Уточкин, тогда уже известный российский пилот. Показательные полеты проходили на курском ипподроме, переполненном зрителями (ныне на этом месте расположен завод "Маяк"). В мае 1912 с разрешения курского губернатора в городе производил полёты на биплане "Блерио" лётчик А. А. Кузьминский. 13 июня 1912 на ипподроме приземлился самолет военного лётчика лейтенанта В. В. Дыбовского, совершавшего перелёт "Севастополь - Москва", который утром 14 июня продолжил перелет. В 1921 в Курске из-за отказа двигателя совершил вынужденную посадку самолет "Юнкерс". Мотор починили в мастерских А. Г. Уфимцева. С 1927 авиация в Курске и в регионе развивалась стараниями добровольного общества "Осоавиахим". С 1936 развернул свою деятельность Курский аэроклуб, лётное поле которого размещалось на окраине Казацкой слободы. Известно, что аэроклуб осуществил несколько грузопассажирских рейсов. По существу, это были первые попытки наладить перевозки пассажиров и организовать гражданскую авиацию. По распоряжению властей Центрально-Чернозёмной области (ЦЧО) в Рышково к 1 ноября 1931 были построены две авиавышки для обеспечения приёма самолетов сельскохозяйственной авиации. Существовали проекты ЦЧО о развитии 9 внутренних воздушных магистралей, в том числе: "Воронеж - Тим - Курск - Макаровка - Хомутовка - Рыльск - Глушково - Коренево - Суджа - Белая - Ракитное - Обоянь - Солнцево - Воронеж" (800 км). Но в связи с разделением ЦЧО на Курскую и Воронежскую области этот проект не был осуществлён. Авиационное звено в Курске впервые было создано перед самой ВОВ, оно подчинялось Воронежскому авиаотряду гражданского воздушного флота (ГВФ). Базировалось звено на Западном аэродроме (ныне - территория Северо-Западного микрорайона). В эксплуатации были самолеты ПО-2. Основными работами были: перевозка почты, доставка врачей и больных, санобработка очагов малярийного комара. В годы ВОВ курские лётчики доставляли на фронт боеприпасы, вооружение, медикаменты, продовольствие, вывозили раненых, бомбили вражеские объекты. Сразу после освобождения Курска вновь было создано авиазвено самолетов ПО-2. Первыми пилотами этого звена были Иван Михайлович Марченко, Серафим Никитович Шонин. В конце 1945 - начале 1946 гражданский воздушный флот перестраивался на работу в мирных условиях. Завершающим этапом этой перестройки стало расформирование участвовавших в войне всех предприятий, полков и дивизий ГВФ. Лётно-технический состав, а также самолетный парк были переданы территориальным управлениям ГВФ, что позволило в короткий срок создать новые транспортные авиаотряды и авиаотряды специального применения. В декабре 1945, по решению Главного управления ГВФ, из Польши в Курск была направлена 109-я Отдельная авиаэскадрилья ГВФ, командиром которой был Михаил Семенович Слота. На базе прибывшей авиаэскадрильи и действовавшего Курского авиазвена ( командир звена С. Н. Шонин) в начале 1946 был создан 203-й Курский авиаотряд Московского Управления спецприменения и местных воздушных линий. Первым командиром Курского авиаотряда был М. С. Слота, его заместителем - Сергей Максимович Картамышев, командирами звеньев - С. Н. Шонин и Сергей Федорович Тупоносов. В 1952 Курский авиаотряд был реорганизован и стал называться объединённым. В него вошли Орловская, Брянская авиаэскадрилия, Калужское и Тульское авиазвенья, а в 1954 - Белгородская авиаэскадрилья. В 1954 самолетный парк Курского авиаотряда пополнился новым самолетом АН-2, который по всем показателям значительно превосходил своего предшественника ПО-2. Первыми командирами самолета АН-2 стали Иван Михайлович Марченко, Юрий Александрович Акимов. В 1957 в Курский объединенный авиаотряд на эксплуатацию начал поступать самолет ЛИ-2. Успешно освоили новый тип самолета и стали первыми командирами воздушных судов Михаил Васильевич Сафронов, Геннадий Васильевич Епихин. В первые послевоенные годы хорошо работала лётчица Мария Федоровна Акимова, летавшая на ПО-2, позднее на АН-2 и АН-24. Отличались прекрасной работой лётчицы Дарахвелидзе А. А., Гребенникова К. Е., Леонова Т. В., Целебровская Р.Т. и др. В 1967 Курский авиаотряд перебазируется с аэродрома "Южный" (Рышково), на аэродром "Курск - Восточный", где был построен новый аэровокзальный комплекс. Личный состав успешно освоил новый самолет АН-24. Среди первых экипажей самолетов АН-24 были экипажи Бориса Александровича Теплякова, Николая Васильевича Тараканова. В 1980 началась реконструкция аэродрома и его объектов. В 1981 сдана в эксплуатацию магистральная рулёжная дорожка, в 1982 - 34 стоянки для самолетов АН-2. В эти же годы реконструирован склад горюче-смазочных материалов. На эксплуатацию поступили новые самолеты АН-26, которые выполняли рейсы до Ленинграда, Минска, Новосибирска через Куйбышев, Челябинск, Омск. В эти годы успешно трудились также экипажи Г. Н. и В. Н. Емельяновых, Г. В. Шеполухина, М. С. Билошапко, В. Л. Чупина. Ежегодно увеличивались объемы работ по применению авиации в народном хозяйстве. Обработка площадей сельскохозяйственных угодий достигла 1 млн. 50 тыс. га в год. Только экипаж Ю. С. Сидорова в 1981 обработал свыше 50 тыс. га посевных площадей. Курский авиаотряд по праву называли "кузницей лётных кадров" для Московского аэроузла. Многие его воспитанники летают в настоящее время на самолетах ИЛ-62, ИЛ-76, ТУ-154, ТУ-134 и др. Курские авиаторы выполняли авиационные работы в Чехословакии, ГДР, Польше, Ливии, Иране. Неоднократно лучшие специалисты авиапредприятия обеспечивали работу экспедиций в Антарктике, на архипелаге Шпицберген. В последние годы у авиапредприятия резко сократились авиационные перевозки по местным воздушным линиям. Однако курские авиаторы сумели освоить международные полеты, регулярно выполняя рейсы в Стамбул (Турция), в Варну и в Бургас (Болгария), в Салоники (Греция) на самолетах АН-24 и АН-26. Инженерно-технический персонал и специалисты наземных служб обеспечивали чартерные рейсы самолета ТУ-154 авиакомпании "Самара" в Сирию и Объединенные Арабские Эмираты. Хорошие деловые связи установлены с Рыльским авиационно-техническим колледжем. На территории аэропорта Рыльский авиаколледж разместил свою учебную материально-техническую базу - самолёты ИЛ-62, ТУ-154, АН-24. Курсанты авиаколледжа на базе авиапредприятия успешно проходят преддипломную практику.

   Ю. А. Бугров


На главную страницу

2008 - 2023