Энциклопедия "Мой Курск"


А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 
ВЕТЧИНКИН, Владимир Петрович [17(29).VI.1888 - 6.III.1950] - учёный и изобретатель, специалист в области аэродинамики, прочности авиаконструкций, динамики полёта самолётов и ракет, теории воздушных винтов, профессор (1927), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1946), действ. член Академии артиллерийских наук.
   Родился в г. Кутно Варшавской губернии в семье офицера, потомственного курского дворянина. В 1899 В. поступил в Курскую гимназию и успешно окончил её с золотой медалью. В 1907 поступил в Императорское высшее техническое училище (ныне - МГТУ), где посещал организованный Н. Е. Жуковским кружок воздухоплавания. Во время учебы В. создал своё первое изобретение - специальный динамометр для измерения сил, действующих на лопасти винта. В 1915 В. окончил училище и стал первым в России авиационным инженером. В 1916 организовал расчётно-испытательное бюро при аэродинамической лаборатории МВТУ. С 1918 работал в ЦАГИ (Центральном аэрогидродинамическом институте), в 1927 ему присвоили звание профессора, а в 1934 - учёную степень доктора технических наук без защиты диссертации. В годы ВОВ жил в Новосибирске и работал в оборонной промышленности. После войны занимался динамикой реактивных самолетов. Читал лекции по этому курсу в Военно-воздушной академии и Московском авиационном институте. В последние годы жизни В. тяжело болел и умер в Москве.
   В. является разработчиком теории воздушных винтов и ветроэлектростанций (1914). В работах по вихревой теории винта (1913 - 1940) В. дал в общей постановке решение вариационной задачи о наивыгоднейших гребных винтах. В. - один из создателей научных основ динамики полёта самолёта, теории основных вопросов криволинейного и неустановившегося движения самолёта по земле, вблизи земли и высоко в воздухе, изложенных и развитых в монографиях "Динамика полёта" (1927), "Динамика самолёта" (1933) и в ряде статей (1918 - 1946). Ряд его работ посвящен расчёту самолёта на прочность, динамике ракет и реактивных самолётов, авиационной астрономии.
   В 1919 через дочерей и др. родственников предпринял меры по розыску и сохранению трудов астронома Ф. А. Семёнова, издав в 1920 автобиографию учёного. Часто приезжал в Курск для оказания теоретической помощи А. Г. Уфимцеву в построении ветроэлектростанции. В Мемориальном музее Н. Е. Жуковского в Москве хранятся черновые заметки В. "О возможности полета на Луну ракетным способом", датированные еще 1921 - 1925. Неоценима его бескорыстная и благородная поддержка многих ракетчиков. Он встречался и в течение десяти лет переписывался с К. Э. Циолковским, ходил в кирху, где испытывал свой ракеты Ф. Цандер, "открыл" редкий талант никому не известного Юрия Кондратюка, читал лекции студенту МВТУ Сергею Королеву. Он первый отметил новаторскую работу молодого В. Глушко по созданию ракеты на жидком топливе, написал положительное заключение на предложение Михаила Тихонравова "Генерационная газовая ракета", привлёк к разработке ракетной техники Ю. Победоносцева, был организатором и непременным докладчиком и участником диспутов на многочисленных научных симпозиумах. В. награждён орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и медалями. Сталинская премия (1943). Именем В. назван кратер на обратной стороне Луны.

   Соч.: О работах изобретателя А. Г. Уфимцева по ветроиспользованию и в др. областях. Курск, 1936. Избранные труды. (В 2-х т.). М., Изд-во Академии наук СССР. 1956 - 1959.
   Лит.: Куряне - выдающиеся деятели науки и техники. Курск. 1950, с. 118 - 126. Н. Н. Поляков. Владимир Петрович Ветчинкин, "Судостроение", 1951, №2.


На главную страницу

2008 - 2023