Энциклопедия "Мой Курск"


А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 
ТРАМВАЙ (англ. tramway, от J. O´Tram - фамилия английского изобретателя рельсового транспорта с использованием сначала конной, а затем паровой тяги, и way - путь) - рельсовый городской электрический транспорт (уличный). Современный Т. работает на постоянном токе напряжением 500 - 600 В. Питание - от провода верхней контактной сети, а обратным проводом служат ходовые рельсы.
   Первая опытная электрическая трамвайная линия была построена Э. В. Сименсом в 1879 на Берлинской промышленной выставке. Первые коммерческие Т. появились в 1880 в Петербурге и в 1881 в Лихтенфельде близ Берлина. В Курске первый Т. построен в 1898 бельгийским филиалом немецкой компании " Сименс и Гальске". 18 апреля 1898 состоялось торжественное открытие движения. Оно проходило на Красной площади в присутствии губернатора А. Д. Милютина, епископа Курского и Белгородского Лаврентия. Торжество открылось крестным ходом. Из Знаменского монастыря была вынесена икона Знамения Богородицы Курская Коренная. После того, как Т. были освящены, вагончики отправились в первый рейс по курским улицам. Первая электрическая трамвайная линия проходила от Московских до Херсонских ворот и имела протяжённость 4,8 км. С 1918 по 1924 курский Т. не работал из-за отсутствия электроэнергии. В 1934 трамвайная линия была доведена до ж.-д. вокзала, а в 1940 - через пл. Добролюбова к ул. Энгельса. В 1956 было завершено строительство трамвайных путей по ул. Луговой до ул. Запольной протяжённостью 2,5 км, в 1957 трамваи пошли от з-да "Аккумулятор" до комбината "Химволокно" и от ул. Энгельса в пос. з-да КЗТЗ, в 1966 введена в строй линия "Пл. Дзержинского - Политехнический институт", а в 1967 - "Северный рынок - ул. Запольная" (после чего была демонтирована трамвайная линия на центральной улице города). Современное электрическое трамвайное хозяйство представляет собой комплекс путевых устройств, установок энергоснабжения, подвижного состава, ремонтных служб и служб организации движения на линии. Современный подвижной состав Курска представлен вагонами, изготовленными в Чехословакии на фирме "ЧКД-Татра" максимальной вместимостью до 220 человек. Курский Т. функционирует до настоящего времени и по-прежнему является основным видом пассажирского транспорта в Курске, выполняя значительный объём пассажирских перевозок (до 100 тыс. пассажиров в сутки). Протяжённость трамвайных путей превысила 50 км. В 1988 к 90-летию курского Т. при Курском трамвайно-троллейбусном управлении открылся музей истории курского электротранспорта.


На главную страницу

2008 - 2023