ПРОСКУРЯКОВ, Лавр Дмитриевич [18(30).VIII.1858 - 14.IX.1926] - инженер-мостостроитель,
учёный в области строительной механики, профессор (1896). Род. в с. Борисовка Новооскольского уезда Курской губернии (ныне - Валуйского р-на Белгородской области) в многодетной крестьянской семье из 18 человек. С отличием кончил школу в Валуйках, затем Петербургский институт путей сообщения. После непродолжительной службы в Министерстве путей сообщения П. вернулся в ин-т путей сообщения на преподавательскую и научно-исследовательскую работу. Защитив при совете института докторскую диссертацию, П. за короткое время становится известным ученым и специалистом в области строительной механики, первым в Европе П. спроектировал ферму с одной простой треугольной мощной решеткой, что обеспечивало точное распределение в конструкции усилий от подвижной нагрузки. В 1887 с использованием этого новшества был построен железнодорожный мост через р. Сулу в украинском городе Ромны. Данным проектом П. положил начало новому направлению в мостостроении. После этого он спроектировал большое количество мостов (через реки Нарву, Зап. Буг, Волхов и др.). В 1891 начинается строительство Транссибирской железнодорожной магистрали Челябинск - Иркутск - Владивосток, протяженностью почти 7000 км и Министр путей сообщения С. Ю.
Витте поручает П. ответственный участок этого грандиозного проекта - сооружение мостов. А их в проекте было ни много, ни мало - а целых 28. За мост через р. Енисей Сибирской железной дороги (1896) у г. Красноярска на Всемирной выставке в Париже 1900 получил золотую медалью.
Продолжая совершенствование ферм, П. находит, что ферма еще более эффективна в своём арочном исполнении и сооружает несколько арочных мостов на Москва-реке, которые оправдывают его расчеты и ожидания. Наконец, П. проводит серию испытаний групп материалов и определяет самые надежные из них для изготовления ферм. В 1896, проектируя мост через р. Которосль, он впервые разрабатывает таблицу "моментов для поезда", другими словами, определяет внутренние усилия на отдельных участках моста по мере поступательного наезда на них движущегося груза. Разработанные П. графо-аналитические методы расчёта и теория линий влияния, решающая вопросы влияния на мост подвижных нагрузок, явились основанием для изменения методов расчёта мостовых ферм. Уникальным является и научно-педагогическое наследие П. Он искусно синтезировал в ходе своих лекций три основных дидактических принципа: наглядность, доступность и природосообразность. А написанный П. двухтомник по строительной механике был в свое время признан лучшим учебником и положен в основу преподавания этой отрасли науки не только в транспортных, но и во всех строительных и родственных им институтах.