Энциклопедия "Мой Курск"


А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 
МЕДВЕДЕВ, Симеон Агафоникович (в монашестве Сильвестр, 27.I.1641 - 11.II.1691) - писатель и общественный деятель, активный поборник просвещения. Родился в Курске в семье купца. В 1659 был взят царём Алексеем Михайловичем в приказ тайных дел, которым руководил А. Л. Ордин-Нащокин. Наряду с государственной службой М. в 1665 становится одним из первых четырёх учеников специального училища, которое только что открыл монах Симеон Полоцкий - просветитель, писатель, зачинатель российского силлабического стихосложения. По окончании училища Ордин-Нащокин, ставший к тому времени канцлером российского правительства, послал М. на полгода за границу в Германию и Польшу. Однако после изгнания Ордина-Нащокина (в 1671) М. вынужден был скрываться в Путивльской Молчалинской пустыни, где по примеру своего учителя постригся в монахи, а затем в Коренной пустыни. В Москву М. смог вернуться лишь в 1676 после государственного переворота, когда к власти пришёл царь-реформатор Фёдор Алексеевич, который также являлся учеником Симеона Полоцкого. При поддержке царя М. в 1677 удалось открыть крупную безцензурную типографию, где он опубликовал много литературных произведений Полоцкого. Находясь в должности "справщика и книгохранителя" Печатного двора, М. ведёт обширную корреспонденцию, занимается переводами, пишет стихи и поэмы для царского двора, развивая силлабическую систему стихосложения применительно к обновляющемуся русскому языку. На смерть С. Полоцкого в 1680 М. пишет поэму "Эпитафион", которая приобрела большую известность. В 1682 основал в Москве школу при Заиконоспасском монастыре, составил проект ("Привилей") её преобразования в первую Российскую Академию и добился утверждения "Привилея" царём Фёдором Алексеевичем. Однако проект академии осуществлён не был, из-за ряда последовавших один за другим дворцовых переворотов и народных восстаний. В эти годы М. пишет своё лучшее историческое сочинение "Созерцание краткое лет 7190, 91 и 92; в них же что содеяся во гражданстве". Выступая в защиту просветительских идей, М. горячо спорил с догматиками от православия. Во времена правления царевны Софьи на просветителя М. обрушились репрессии, организованные церковной верхушкой во главе с патриархом Иоакимом. М. был изгнан из Печатного двора, училище его было ликвидировано. Доносчики обвиняли М. в подготовке ряда политических убийств и казачьего восстания на Дону, и только заступничество царевны Софьи спасло ему жизнь. После прихода к власти царя Петра I М. по требованию патриарха был арестован по обвинению в колдовстве и государственной измене. После двухлетнего содержания в тюрьме, где он подвергался жестоким пыткам, М. был приговорён к смертной казни, которую привели в исполнение при огромном стечении народа. Как писал К. Истомин, проходивший по тому же делу, "1691 года, месяца февруария в 11 день прият кончину жизни своея монах Сильвестр Медведев... Отсечеся глава его... на Красной площади, противу Спасских врат". Тело и отрубленная голова М. были брошены в братскую могилу нищих "близ Покровского убогого монастыря". Произведения М. были запрещены, т. к. на них до конца 19 в. было поставлено клеймо "латинской ереси". В историю русской литературы М. вошёл как продолжатель виршевой традиции, начатой С. Полоцким. В своих одических виршах М. обращался к царям и призывал их поощрять не церковь, а просвещение и науки, воспевал мир и дружбу с неправославными, "латинскими" государствами. Так, в виршах "Вручение Привилегии", посвящённых царевне Софье, М. говорит, что правительнице "к лицу" основать науки, которые соответствуют её мудрости, за что обещает славу во всём мире и награду в небесах. Подготавливая традицию хвалебной оды, которая в качестве особого жанра сформировалась в русском классицизме 18 в., М. рисовал идеальный образ монарха как поборника правды и покровителя просвещения, обличал неправедных: мздоимцев, завистников, невежд.


На главную страницу

2008 - 2023