МАРЬИНО - дворцово-парковый архитектурный комплекс близ села Ивановского
Рыльского района, имение князей
Барятинских. Комплекс М. построен князем Иваном Ивановичем в период с 1811 до 1814 по проекту архитектора К. И. Гофмана южнее старой усадьбы И. С.
Мазепы. Название имению кн. И. И. Барятинский дал в честь двух своих жён: Марии Франциски Деттон, умершей вскоре после рождения дочери, и юной Марии Фёдоровны Келлер. Композиционная ось дворцово-паркового ансамбля проходит через широкую аллею, ведущую из села Ивановского, пересекает парадный двор, дом-дворец, Марьинский пруд и обширный пейзажный парк западнее Эрмитажного пруда. Центром композиции ансамбля является трёхэтажное здание дворца с боковыми одноэтажными флигелями, образующими по обеим сторонам парадного двора, несколько сужающегося к въездным воротам, два хозяйственных двора, соединённых с ним проездными арками. Пейзажный парк с регулярной частью у дворца был разбит одновременно со строительством дворца. На речке Избице был устроен Большой марьинский пруд. Все работы выполнялись местными крестьянами и наёмными грабарями из Белоруссии под руководством английского мелиоратора И. Гулета. На круглом острове Большого марьинского пруда в 1817 была построена шестнадцатиколонная ротонда под сферическим куполом. В ее центре стояла беломраморная статуя "Рождение Венеры" - работа итальянского скульптора К. Фенелли. На овальном острове пруда выстроена кирпичная псевдоготическая кирха для жены. Выписанные из Петербурга корабельные мастера построили для пруда специальную флотилию. Были закуплены флаги, паруса, такелаж, выкованы якоря и отлиты медные пушки. В парке было множество оранжерей, зверинец, поэтические "кошары" (в западной части парка) для игр детей князя и другие садовые затеи. Позднее в восточной и южной частях парка через каналы были перекинуты мосты, четыре из которых сохранились. Наиболее живописен так называемый Горбатый мост, построенный из кирпича и камня и соединяющий берега протоки, идущей от Эрмитажного пруда к Большому марьинскому пруду. Достопримечательностью Марьинского парка является чугунный монумент "Орел", символ русской воинской славы, воздвигнутый в 1903 в память о подвигах А. И. Барятинского и победоносного окончания Кавказской войны. Растительность парка разнообразна: лиственница, дуб, каштан, туя, серебристая ель, клён, сосна, смолистые канадские и пирамидальные тополя и многочисленные породы кустарников. Для строительства княжеской резиденции нужны были грамотные умельцы и специалисты, для чего сотни крепостных прошли учёбу у столичных мастеров. Благодаря им М. уже через несколько лет превратилось в своеобразный центр губернии, где, как вспоминал главноуправляющий имением В. А. Инсарский "каждый, кому нужно было заказать экипаж, прочную мебель, кто отделывал дом, имея надобность в слесарях, обойщиках, малярах и других мастерах, каждый, кто желал украсить свои усадьбы ценными деревьями и кому нужно было приобрести телёнка или барана возвышенной породы, ехал в Ивановское". До настоящего времени сохранились обелиски-памятники мелиоратору Ивану Гулету, управителю Борису Дёшкину, кирпичных дел мастеру Лавру Наседкину и его сыновьям. До нас дошли имена архитекторского помощника Козьмы Шобрехина, корабельного мастера Глазырина, садовника Д. Броуна, механика Василия Лебедева. Марьинский дворец был широко известен в России не столько своей архитектурой, сколько роскошью внутреннего убранства, коллекциями, а также общей атмосферой праздничности, открытости, художественной утончённости и высокой аристократичности. В залы дворца гости поднимались по парадной лестнице, охраняемой двумя каменными белыми львами. Центральную часть главного корпуса на высоту двух этажей занимал огромный парадный зал, перекрытый куполом. Стены зала украшены великолепными росписями, выполненными на античные сюжеты в технике гризайль. На втором этаже находились приёмные, гостиные и столовые, в которых поражали многоцветная отделка потолков и превосходные люстры цветного стекла. Парадные комнаты были обставлены мебелью в стиле ампир. Князь И. И. Барятинский задумал свой дом как родовое семейное гнездо, обитатели которого не должны были чувствовать себя оторванными от культурных центров. Средства, вкус и честолюбие позволяли ему приобретать самые знаменитые и редкие произведения отечественных и зарубежных художников и скульпторов. В первую очередь князь заказывал картины, отображавшие историю рода Б., и портреты членов семьи. По заказу князя датский скульптор Б. Торвальдсен изваял статую Марии Фёдоровны (в наст. время оригинал её хранится в музее Б. Торвальдсена в Копенгагене, а копия, выполненная его учеником Ф. Биссеном, находится в музее им. А. С. Пушкина в Москве), портреты Ивана Ивановича выполняли Ф. Рокотов и Э. Виже-Лебрён, художник Антонио Бруни выполнил картины "Посев", "Урожай" и др. Позднее во дворце появилась картина художника Горшельта "Штурм аула Гуниб на Кавказе в 1859 году", при котором под руководством А. И. Барятинского был взят в плен вождь горцев Шамиль. Картинную галерею Б. составляли сотни произведений мастеров итальянской, немецкой, французской, голландской и русской живописи. Полотна Тициана, Тьеполо, Пуссена, В. Л. Боровиковского (портрет дочери императора Павла Первого княгини Александры) и др. украшали интерьеры дворца. Сыновья унаследовали от отца страсть к редким и ценным вещам, и художественное собрание "Марьино" в течение XIX века продолжало пополняться великолепными произведениями искусства. В коллекцию художественных ценностей следует отнести и собрания часов, бронзовых, фарфоровых и хрустальных изделий (особенно две большие вазы, на которых изображён фамильный герб князей Барятинских), оружия, светильников и др. В усадьбе М. действовал один из лучших в губернии театр. В оркестре состояли от сорока до шестидесяти отличных музыкантов. Здесь ставились драматические музыкальные пьесы, исполнялись произведения всех известных музыкальных композиторов того времени, а также сочинения самого И. И. Барятинского, который страстно любил музыку.
До 1917 имение М. не уходило из рода Барятинских, сохраняя семейные реликвии. После смерти Ивана Ивановича в 1825 номинальным владельцем усадьбы стал его 10-летний старший сын Александр, а вдова Мария Фёдоровна прожила в М. ещё 6 лет, затем уехала с детьми в Петербург, и жизнь в усадьбе на некоторое время угасла. В 1850, после отказа Александра Ивановича от своих наследственных прав, усадьбой М. стал владеть его брат генерал-адъютант и обер-шталмейстер двора князь Владимир Иванович. Новый хозяин в имении бывал редко, но уделял ему достаточно много внимания. В 1869 - 1873 дворец М. был кардинально перестроен по проекту известного петербургского архитектора И. А. Монигетти. Перестройку производил курский архитектор К. Ф. Штольц. Проект реконструкции был выполнен под влиянием новых художественных вкусов в неоклассическом стиле, очень популярном в семидесятые годы XIX века. После перестройки композиция здания приобрела ещё большую цельность. Прежде всего, дворец изменил силуэт, так как световой барабан над круглым залом и венчающий его купол были разобраны и заменены пирамидальным фонарем. Стены центральной части главного корпуса надстроили, благодаря чему увеличилась высота третьего этажа и образовались невысокие четвертый и пятый. Сильно развитый венчающий карниз был поднят, над ним устроили высокий парапет и балюстраду. В боковых крыльях центральной части заложили оконные проемы - в третьем этаже и в первом. Изменилось обрамление окон второго этажа, исчезли скульптуры, находившиеся прежде в нишах. Огромные световые проемы центральной части паркового фасада были заложены. Вместо арок и колонн в плоскости стены появились обычные окна и балконные двери, между которыми разместились пилястры. Сооружена роскошная лестница сложной конфигурации, ведущая к террасе второго этажа. Была произведена небольшая внутренняя перепланировка помещений. В начале 1900-х все дворцовые помещения были оборудованы центральным отоплением, водопроводом, канализацией и электрическим освещением, а в главном корпусе был устроен лифт. Перестройка дворца в М. - редкий случай в многочисленном ряду реконструкций зданий, возведенных в период классицизма, когда перестройка пошла на пользу. Усадьба продолжала функционировать, хотя и не являлась основным местом пребывания владельцев. Богатейшая библиотека редких книг Александра Ивановича Барятинского была завещана его брату Виктору Ивановичу Барятинскому (1823 - 1904). В библиотеку вошли крупные собрания книг известных библиофилов: графа И. М. Виельгорского, археолога П. М. Строева, ученых И. А. Гурьянова и А. Ф. Гильфердинга, книголюба В. И. Касаткина и др. Это, в основном, и определило состав книг и рукописей библиотеки Барятинских. В библиотеке также имелось множество старинных грамот, масонских рукописей, манускриптов эпохи Великой французской революции, автографов выдающихся деятелей русской и зарубежной культуры. Особо следует выделить оду "Вольность" А.
Радищева, редчайший экземпляр "Душеньки" И.
Богдановича, изданной П. Бекетовым в 1811, книжечку стихов "Недолгий отдых в Тульчине" будущего декабриста князя Александра Петровича Барятинского, изданную в 1824 в Петербурге. Музыкальный раздел библиотеки составляли произведения для оркестра, инструментальных ансамблей, для пения, фортепиано и гитары, сольные и хоровые вокальные произведения и театральная музыка, всего 556 сочинений. Здесь были также альбомы с русскими, итальянскими и старинными французскими романсами и песнями 18 в. Виктор Иванович согласно пожеланию старшего брата передал все книги и рукописи в Исторический и в Румянцевский музеи в Москве. В настоящее время книги из коллекции А. И. Барятинского хранятся в Историческом музее, в Российской государственной библиотеке им. В. И. Ленина и в Исторической библиотеке в Москве. Художественные коллекции, которые хранились в М., постигла иная судьба. В 1918 - 1919 гг. окрестные крестьяне то грабили дворец, то обращали его в собственность "общества". Затем ими была организована охрана имения. Работники Музейной комиссии при Наркомпросе России - "эмиссары восемнадцатого года" А. В. Грищенко, Н. П. Киселев, В. И. Раевский - совершили гражданский подвиг, сумев во время войны и разрухи добраться до усадьбы, описать ценнейшую коллекцию, а затем благополучно доставить её в Москву, где она и поступила в музейный фонд. Оттуда сокровища были распределены в Исторический музей, Музей народов Востока, Румянцевский музей и библиотеку иностранной литературы. Картины из М. украшают сейчас музеи Москвы, Петербурга, Махачкалы, Ульяновска, Нальчика, Краснодара, Рязани, Воронежа, Нижнего Новгорода, Одессы, Харькова, Баку, Симферополя, Таганрога, Ашхабада, Ташкента, Ростова. В 1923 вещи
Шамиля, гостившего в 1868 в М., были переданы в музей Дагестанской республики. Портреты князя Ивана Ивановича кисти Ф. С. Рокотова и французской художницы Элизабет Виже-Лебрён хранятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Небольшая часть мебели, картин, предметов интерьера попала в Рыльский и Курский краеведческие музеи. В Курскую областную картинную галерею поступили картины В. Д. Поленова "На Тивериадском озере" (1889), "Портрет Протасовой" В. А. Тропинина, "Водоворот Иматра" П. П. Соколова, "Парк в Марьино" пейзажиста А. Н. Шильдера, небольшие работы И. К. Айвазовского, акварели Е. Д. Поленовой и др. В 1919 - 1922 в М. размещался сельскохозяйственный техникум, а с декабря 1922 в усадьбе располагался дом отдыха наркомата обороны, а затем санаторий ЦИК СССР. В 1936 в М. отдыхал М. И.
Калинин, по совету которого для изыскания кирпичей на постройку школы была разрушена Покровская церковь в селе Ивановском. При этом фамильная усыпальница Барятинских подверглась осквернению: были уничтожены девятнадцать княжеских гробниц, находившихся в подвальном помещении храма. Школа была сооружена на фундаменте церкви, а бывшую усыпальницу превратили в школьную котельную и склад угля. В 1940 дом отдыха ликвидировали, а во дворце открылась школа политруков, где вместе учились татарский поэт Муса Джалиль и будущий генеральный секретарь КПСС и глава советского государства Л. И.
Брежнев.
Во время
Великой Отечественной войны 1941 М. чудом уцелело: Гитлер, знавший о знаменитой усадьбе, в пору летних успехов 1941 подарил ее генералу Гудериану, и немецкие войска тщательно охраняли дворец от собственных же мародеров. Спустя два года, при отступлении, немецкое командование отдало приказ взорвать М., но усилиями местных партизан усадьба была спасена. После войны в М. помещался сначала госпиталь, а потом дом отдыха для раненых лётчиков. В октябре 1952 И. В.
Сталин подписал распоряжение о преобразовании бывшего имения кн. Барятинских в санаторий Управления делами ЦК КПСС. Благодаря этому многие партийные руководители Рыльского района получили возможность быстрого восхождения по партийной лестнице. Именно так обрел впоследствии довольно громкую известность И. К.
Полозков, работавший в 1970-е сначала председателем Рыльского райисполкома, а затем первым секретарем Рыльского же райкома КПСС. В 1980 были начаты работы по капитальному ремонту и реставрации М. (руководитель работ Г. Е. Духанина), которые планировались к завершению в 1995. Однако с исчезновением в 1991 КПСС, а равно ЦК и его Управления делами, судьба М. снова оказалась под вопросом, но, в конце концов, санаторий на 220 человек оказался на балансе Медицинского центра при правительстве Российской Федерации, за которым и числится в настоящее время. Уроженец г. Рыльска, инженер строитель и директор санатория Борис Ильич Ворович (назначенный на эту должность ещё в 1984) является настоящим главным хранителем усадьбы М. За время своего десятилетнего пребывания на посту Ворович сумел не только отыскать новых реставраторов, взамен сбежавших государственных, но и превратить М. в достаточно самостоятельную хозяйственную единицу: за санаторием ныне числится 120 га пахотной земли и уникальное дойное стадо в 350 голов, состоящее в ассоциации племенных заводов России.