Энциклопедия "Мой Курск"


А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 
МАЛЕВИЧ, Казимир Северинович [11(23).II.1878 - 15.V.1935] - художник, основоположник одного из видов абстрактного искусства, т. н. супрематизма ("Чёрный квадрат", 1913 и т. п.). Родился в Киеве в семье управляющего заводом. С 11 лет много рисовал и писал красками. В 1894 окончил пятиклассное агрономическое училище. В 1895 - 1896 учился в Киевской рисовальной школе. В 1896 семья М. переехала в Курск. Здесь М. прожил до 1907 (с перерывами на учёбу в Москве), работая чертёжником в Управлении Московско-Киево-Воронежской ж. д., художником-декоратором в Курском драматическом театре, участвуя в кружке любителей искусства. В 1905 - 1906 М. - вольнослушатель Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а также Строгановского училища. С 1907 М. переехал в Москву, где он до 1910 учился в Московской студии Ф. Регберга. Там М. познакомился с импрессионизмом, постимпрессионизмом, фовизмом и др. современными течениями в живописи. После Февральской революции 1917 М. был избран председателем Художественной секции Московского Союза солдатских депутатов. Он разрабатывал проект создания Народной академии искусств, являлся комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей Кремля. С 1922 М. преподавал рисунок на архитектурном отделении Петроградского института гражданских инженеров. В 1923 был назначен директором интститута исследований культуры современного искусства. В 1926, после погромной статьи в "Ленинградской правде", институт был ликвидирован, а М. уволен. Осенью 1930 М. был арестован ОГПУ, но вначале декабря был освобожден. В 1932 стал руководителем экспериментальной лаборатории в Государственном Русском музее, участвовал в выставках. Умер в Ленинграде после тяжелой болезни.
   В Курске М. впервые ощутил себя художником, много писал с натуры (впоследствии он назовёт курский период творчества "натуралистическим"), писал пейзажи, лубочные картинки. В 1907 состоялось его первое известное по каталогам участие в выставке Московского товарищества художников, где кроме работ М. были представлены картины В. В. Кандинского и др. После окончания учёбы в студии Ф. Регберга М. много работал над полотнами новой живописной системы, названной им "супрематизм" ("Черный квадрат", 1913), принципы которой были изложены им в брошюре-манифесте "От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм". В начале 1920-х М. примкнул к течению "производственное искусство". В начале 1930-х обратился к советской тематике ("Девушка с красным древком", 1932 и др.).


На главную страницу

2008 - 2023