ЛИТОШЕНКО, Леонид Александрович [8(21).V.1907 - 18.V.1972] - курский архитектор,
художник-график, библиофил, краевед, коллекционер экслибрисов и почтовых марок. Род. в Курске в семье инженера-путейца. Трудовую деятельность начал в 1927 на ж.-д. станции Москва. В 1930 перешёл на проектную работу в московский трест "Трансстрой". В 1935 вернулся в Курск и начал работу в Облпроекте, в 1941 занял должность зам. гл. архитектора г. Курска. С 1955 работал в отделе по делам строительства и архитектуры Облисполкома, а в 1958 был переведён в Курский филиал проектного ин-та "Гипросахар", где возглавлял отдел наружных сооружений, занимался сооружением новых и реконструкцией старых сахарных заводов.
Наибольшую значимость среди архитектурных работ Л. имеют проект середины 1930-х перестройки курского Знаменского собора под двухзальный кинотеатр (совместно с архитектором С. И.
Фёдоровым и инженером Суриным). В своём проекте Л. учёл высокую значимость фресок собора и, вопреки решению гос. комиссии об отсутствии художественной ценности фресок, проявив гражданскую смелость, сохранил их для потомства, предусмотрев в проекте реконструкции сооружение фальшивых стен и купола. Провёл большие исследовательские и реставрационные работы по Сергиево-Казанскому собору в Курске: им были восстановлены 18-метровый позолоченный иконостас, живопись, лепные украшения. Следствием этой работы стала рукопись об этом памятнике архитектуры, ещё, к сожалению, не изданная. Интересно напомнить, что мысль о создании в Курске памятника-арки в честь победы в Прохоровском сражении - главном в
Курской битве, принадлежала ему.
Первый свой экслибрис Л. создал ещё в 1936. При этом Л. разработал свою технику гравирования, освоил искусство линогравюры и технику "сухой иглы". Своим отточенным искусством экслибриса он был известен в стране, к нему обращались с заказами видные деятели искусства: К. Паустовский, К. Федин... Оригинальны его "швейковские" знаки, созданные для московского коллекционера Матко, собиравшего уникальную коллекцию "Всё о Гашеке и Швейке". Всего Л. выполнил около восьми десятков книжных знаков. Его работы экспонировались на персональной выставке в Воронеже в 1965, в Лейпциге - на Международной выставке книжной графики (1966), на ЭКСПО-67 в Монреале, в Будапеште, Осаке... И, конечно же, в Курске, где первую выставку книжного знака он организовал еще в 1940. Многие работы Л. находятся в частных коллекциях России и Зап. Европы. Л. активно поддерживал всех желающих принять участие в таком интересном деле, как рисование экслибрисов, помогая начинающим.