ФОТОГРАФИЯ - 1) Изображение объектов на светочувствительных материалах и процесс получения этого изображения. Ф. основана на действии света на светочувствительное галоидное серебро, распределённое в тонком желатиновом слое в виде микроскопических кристаллов. Под действием света при фотосъёмке, осуществляемой с помощью фотоаппаратов, некоторая часть микрокристаллов галоидного серебра химически разлагается, в результате чего в светочувствительном слое образуется скрытое изображение фотографируемого объекта, которое химической обработкой (проявлением, промывкой и закреплением) переводят в видимое. Изобретателями Ф. считаются французы Ж. Н. Ньепс (1765 - 1833) и Л.-Ж. Дагер (1787 - 1851). Но наиболее широкое распространение Ф. получила после изобретения англичанином С. Арчером в 1851 негативов в виде пластинок стекла, на которые был нанесен светочувствительный слой коллодионом с галоидсеребряными кристаллами.
2) Производственное предприятие, мастерская (фотоателье) по выполнению фотосъёмки и изготовлению фотографий по заказам. В России первые Ф. появились вскоре после изобретения процесса получения изображения. Особенно быстрое распространение Ф. происходило в 1843 - 1848, когда во многих городах открылись Ф. мастеров дагерротипии Шенфельда, Ванигера и др. Такие Ф. оборудовались, как правило, павильонами с застеклённые крышами для создания рассеянного света при съёмках в дневное время. Для поясных портретов фон делался тоновым, нейтральным; для изображения в рост - одиночных или групповых композиций - в качестве фона служили различные задники. Хороший мастер имел обычно несколько задников для удовлетворения различных вкусов своих клиентов: панорама лесного озера, интерьер жилой комнаты, деревенская околица... Наклеенные на картонные паспарту, фотографии обычно хорошо сохранялись. На их обороте в красивой витиеватой рамке-виньетке обязательно указывалась фамилия фотографа, адрес мастерской и, как правило, текст "Негативы сохраняются". Для популяризации своих заведений фотографы прибегали к услугам рекламы. Вывеску старались сделать получше, покрупнее, чтобы заметна была издалека. Многие фотографы помещали свою рекламу в печатных изданиях.
Первая Ф. в Курске начала свою работу в 1870. Она принадлежала
почетному гражданину г. Курска Георгию Федоровичу Пригожеву. Завоевав признательность обывателей, ателье Пригожева проработало более 20 лет. Четыре года Пригожев был единственным фотографом для 30-тысячного населения города. В 1879 в Курск из города Кролевец Черниговской губернии переезжает государственный крестьянин Трофим Несторович Нужденко, который в Курске сразу же получил широкую известность как первоклассный фотограф-портретист и издатель почтовых
открыток с фоторепродукциями видов Курска. За заслуги в развитии Ф. Т. Н. Нужденко был удостоен Высочайшей награды Императорского Московского Общества. Стаж работы этого фотографа в Курске также составил более 20 лет. С 1889 по 1899 в городе открылось 9 Ф. В 1916 в Курске насчитывалось 13 мастерских. Рекорд по продолжительности существования поставил Вильгельм Карлович Накельский. Его мастерская работала с 1892 вплоть до октября 1917. К услугам известных фотографов прибегали как частные лица, так и государственные учреждения. Например, А. С. Рымаренко и Л. В. Красовский получили заказ на фотосъёмку от Курского губернского жандармского управления, которое решило сделать фотоальбом всех своих чинов. В числе лучших фотографов города можно также назвать М. А. Кучеринова, И. С. Булгакова, В. К. Пушкарева, Д. А. Абельдяева, А. С. Беликова, А. А. Гордиенко, а также фотографа А. И. Ермакова, автора фотосъёмок, использованных при издании открыток с видами Курска. Курские фотографы принимали участие во Всероссийских фотовыставках. На одной из них фотограф А. С. Беликов был удостоен Похвального отзыва Петербургской Императорской художественной академии.
В 1920-х все частные Ф. были объединены в артели, которые затем были реорганизованы в гос. предприятия. После ВОВ в связи с необходимостью трудоустройства большого числа инвалидов была вновь разрешена деятельность артелей. Одна из них - курская артель им. Жданова - существовала до конца 1950-х, после чего артели вновь были поставлены в экономические условия, принудившие их к самороспуску. Появление постановлений правительства СССР 1987 "О кооперативах" и "Закона о кооперации" 1988 уже не смогло реанимировать предпринимательскую деятельность в области Ф. В начале 1990-х в связи с существенным повышением уровня техники фотографирования и резким снижением спроса на фотосъёмочные работы и без того небольшое количество Ф. резко сократилось.