ЕВРЕИ - общее название ряда семитских народностей (арамейцев, айсоров, финикийцев, карфагенян, самаритян, хазар и др.), населявших в древности территории современного Израиля, Сирии, Ливана, юга Украины и государств Северной Африки. Верующие Е. - иудаисты (последователи
иудаизма).
Во времена рабовладельческих войн многие Е. были рассеяны по странам Азии из-за угона в рабство, а после подавления восстания Е. против римлян по приказу императора Тита все Е. из Иудеи и Израиля были рассредоточены по различным территориям Римской империи; в 5 - 8 вв. из-за нашествия арабов, под ударами которых рухнула Римская империя, произошла следующая массовая миграция Е. в Европу. Вместе с отступавшими римскими войсками Е. мигрировали на Пиренейский и Апеннинский полуострова (современные Испания и Италия), а впоследствии долгие годы пристанищем большинства Е.-эмигрантов стали немецкие княжества Тироль и Бавария. Следствием этих миграций стала утрата собственного языка, сохранившегося только как язык отправления религиозных обрядов, и обретение новых языков на базе древнетаджикского (язык евреев Средней Азии), древнекаталонского ("ладино" - язык евреев Испании, Италии и Болгарии), верхнебаварского диалекта немецкого языка ("
идиш"" - язык большинства европейских и американских евреев) и т. д. Естественно, ко времени появления Е. в новых для них странах все земельные угодья уже давно принадлежали местным феодалам и Е. вынуждены были оседать только в городах. В 14 - 16 вв. германские Е. вынуждены были эмигрировать далее на восток в Польшу, Литву, Украину и др. страны восточной Европы.
В России Е. впервые оказались в середине 17 в. после воссоединения с ней Украины с многочисленным еврейским населением. Позднее к России также отошла часть Польши, Литва и Белоруссия, заселённые Е. В отличие от коренного населения Е. в Российской империи сразу же были ограничены в праве свободы избрания места жительства: им разрешалось проживание только в особо указанных регионах, составлявших так называемую "черту постоянной еврейской оседлости". В эту "черту" входили 15 западных и южных губерний на территории современной Белоруссии, Литвы и Польши, а также части Украины. Неоднократными царскими указами Е. категорически запрещалось приобретение земельных участков вне городов и посёлков городского типа - местечек. Вследствие этого Е. Российской империи в пределах черты оседлости были обречены на занятия только ремесленничеством, интеллектуальным трудом и торговлей. Правда, в 1780 императрица
Екатерина II, , в порядке исключения, разрешила Е. купеческого сословия белорусских губерний записываться в купечество городов за пределами черты оседлости, таких, как Смоленск, Курск и даже Москва. С 1819 право постоянного поселения вне черты оседлости стало распространяться не только на купцов, но и на некоторых ремесленников, в частности, на винокуров (временно, "до тех пор, пока христианское население России не познает их искусство"), с 1861 это право стало распространяться и на лиц с высшим образованием, а с 1879 - на аптекарских помощников, дантистов, фельдшеров и повивальных бабок. Если по переписи населения 1858 в Курской губернии проживало 465 Е., то по переписи населения 1897 - уже 4355 Е. (0,19% от общей численности), из которых, в частности, 1690 Е. проживало в Курске, 195 - в Дмитриевском, 90 - в Фатежском уезде.
Особенности соблюдения религиозных обрядов иудаизма, а именно: обязательное наличие, по крайней мере, 10 взрослых мужчин для совершения общественного богослужения, - всегда обуславливали необходимость б. м. компактного поселения Е. В Курске Е., записанные в ремесленные цехи (порядка 500 человек) и в купеческое сословие, учитывая профессиональные интересы, селились компактно в уличных кварталах, прилегающих к Покровскому (ныне Центральному) рынку. В 1895 ими было получено официальное разрешение на устроение в этом районе первой в Курске синагоги (по ул. Луговой в доме купца В. Д. Бабурина), а в 1901 - второй (по ул. Сосновской в доме Жёлудева).
Волна еврейских погромов, прошедшая осенью 1905 по России, не обошла и Курск: 19 и 20 октября 1905 в Курске местными черносотенцами был учинён еврейский погром, в результате которого было полностью разрушено 32 дома, в которых проживали Е., а также разграблено 9 принадлежавших Е. магазинов.
В противовес корпоративности, насаждаемой религиозной общиной, значительная часть Е. Курска, в основном из числа молодёжи, в начале 20 в. примкнула к общероссийскому революционному движению. Однако, еврейские погромы и сопровождавшая их антисемитская компания привели к расколу в общероссийском революционном движении и вычленению из него ряда левых партий по национальному признаку. В частности, в Курске были зарегистрированы ячейки партий еврейских демократов и еврейских социалистов, которые были настолько многочисленны, что на проходивших в июле 1917 выборах в Курскую городскую думу сумели завоевать 6 депутатских мест из 97 (4 места завоевали еврейские демократы и 2 - еврейские социалисты).
В 1914 - 1924 в Курске и Курской губернии произошёл значительный рост еврейского населения. Первый скачок роста численности произошёл во время 1-й мировой войны за счёт приёма курянами беженцев из оккупированных немцами Белоруссии и Латвии. Второй скачок был связан с ликвидацией черты оседлости [Указ Временного правительства от 20 марта (2 апреля) 1917], что привело к взрывной миграции еврейского населения из западных регионов Российской империи вглубь России и к быстрому распаду многовекового уклада компактного проживания евреев. И вновь приток еврейского населения в Курск и Курскую губернию происходил, в основном, за счёт миграции Е. из Белоруссии (возможно, по линии традиционных родственных связей). Именно в эти годы в Курске было организовано еврейское культурное общество "Гахалуц", при котором (до 1932) функционировала публичная еврейская библиотека. Перед началом ВОВ еврейская община Курска по своей численности в процентном отношении была на третьем месте в России после общин Москвы и Ленинграда. Во время ВОВ немецко-фашистскими войсками, оккупировавшими Курск, в результате двух массовых расстрелов зимой и летом 1942 все Е., не эвакуировавшиеся из Курска (более 2000 человек), были истреблены. По данным переписи 1979 в Курске и Курской области проживало 4089 человек еврейской национальности, т. е. Е. были третьей по численности группой населения Курской области после русских и украинцев.
В Курске и в Курской области родились или работали авиаконструктор М. И.
Гуревич, электрохимик Г. Ф.
Мучник, зоолог и ботаник Э. Р.
Геллер, химик-аналитик М. З.
Ямпольский, педагог Л. И.
Уманский, ветеринар М. П.
Рязанский, врачи Б. И. Ласков, М. Г. Рудицкий, художник И. Н.
Ронкин, писатель А, Ю.
Кривицкий, композиторы М. И.
Блантер и Г. С.
Фрид, артист В. Н.
Винокур, генерал С. М.
Кривошеин.
В 1980-х и в первой половине 1990-х численность Е. в Курске и Курской области резко сократилась, из-за массовой эмиграции в США, Израиль, Германию, Австралию и др. страны. После 1996 темпы эмиграции Е. снизились и к началу 21 в. составили примерно 200 человек в год. Так, в 1999 из Курска выехали в Израиль 99 человек, в Германию - 37, в США - 22, в Болгарию и Канаду - по 5 человек. Несмотря на это, в настоящее время в Курске продолжает функционировать еврейский культурный и благотворительный центр "Хэсэд-Барух", одна из комнат которого отведена под синагогу, а также отделение федерации еврейских (хасидских) общин (с 2002).
В.А. Курочкин