ЭРДЕНКО (ЯРДЕНКО или ЭРДЕНКОВ), Михаил Гаврилович [21.XI(3.XII).1886 - 21.I.1940) - скрипач, профессор, засл. деятель искусств РСФСР (1934), композитор и педагог. Родился в с. Бараново Старооскольского уезда Курской губернии (ныне - Горшеченского р-на Курской области) в многодетной цыганской семье потомственных музыкантов. Учился игре на скрипке у отца Гаврилы Васильевича Э. - скрипача, руководителя цыганского оркестра. Газеты начали писать об Э. уже тогда, когда ему было всего 5 лет. Эти публикации были связаны с его первыми публичными концертами в Ростове, Харькове, Екатеринославе. На меценатские пожертвования и на деньги, заработанные на концертах, Э. поехал в Москву с рекомендательным письмом А. М.
Абазы о приёме Э. в музыкальную школу при консерватории с назначением какой-либо стипендии. В 1904 Э. окончил с золотой медалью Московскую консерваторию по классу скрипки у И. В. Гржимали (в семье которого он жил), затем преподавал в музыкальном училище в Самаре. Вернувшись в Москву в 1905 г., принял участие в революционных событиях, строительстве баррикад, дирижировал оркестром и консерваторским хором на похоронах большевика Н. Э. Баумана. После подавления восстания в Москве Э. был судим и сослан в Вологду, затем в Архангельскую губернию. Как только ему было позволено вновь выступать, он едет на Украину, в Донбасс, Среднюю Азию и Кавказ, где наряду с выступлениями в больших городах и престижных концертных залах даёт благотворительные концерты в пользу шахтёров, рабочих и студенчества. Широкая публика, демократическая аудитория с восторгом принимали игру Э. Ему в равной мере были подвластны произведения всего классического скрипичного репертуара и романтической миниатюры. Играя сочинения Баха и Бетховена, Моцарта и Брамса, Шопена и Чайковского, Паганини и Венявского, исключительно чувствуя форму каждого произведения, он умел донести до самых неискушённых слушателей сложнейшую глубину и красоту художественных образов, никого не оставляя равнодушным. Чтобы укрепить в себе позиции и взгляды, он в 1910 обращается за поддержкой к Л. Н.
Толстому и едет к нему в Ясную Поляну. Вторым его творческим вдохновителем становится один из крупнейших музыкантов того времени бельгийский скрипач Эжен Изаи, у которого в течение полугода молодой Э. берёт уроки в Бельгии, совершенствуя своё мастерство и становясь его творческим другом. В 1910 Э. стал лауреатом (2-я премия) Московского конкурса скрипачей и получил приглашение на профессуру в Киевское музыкальное училище, реорганизованное в 1913 году в консерваторию. Одновременно он paсширяет свою концертную деятельность, выступая не только как скрипач, но и как симфонический дирижер, композитор, участник камерных ансамблей. В Киеве Эрденко попадает в среду великолепных музыкантов, он встречается с С. Рахманиновым и А. Скрябиным, принимает Э. Изаи и О. Фрида, общается с композиторами А. Гречаниновым, Р. Глиером, Н. Глазуновым, профессорами В. И. Сафоновым, Г. Г. Нейгаузом и др. видными музыкантами. После
Октябрьской революции он ведёт активную творческую жизнь. После ряда совместных выступлений в Харькове и Ростове с Л. Собиновым Э. остаётся в Краснодаре и в 1920 - 1921 организует и возглавляет там музыкально-театральный комитет, создаёт симфонический оркестр и академический хор, открывает драматический и оперный театры, Кубанскую консерваторию, приглашает и вовлекает своих друзей и единомышленников в активную творческую и просветительскую работу. Переезд в Москву и концертные выступления на Украине 1922 положили начало новой интенсивной творческой деятельности Э. в Советском Союзе и за рубежом. В эти годы Э. много выступал в концертах-митингах на фабриках и заводах, в частях Красной Армии, принял участие в первом радиоконцерте в 1924 году. Э. не раз гастролировал в Курске - в 1917, 1921 - 1923, 1925. С 1923 по 1932 он совершил 5 зарубежных гастрольных поездок. В то время артист был первым и единственным представителем советского скрипичного искусства в Японии и Китае (1927 - 1928), в Корее, Польше, Латвии, Литве и Германии. Концерты его проходили с огромным подъёмом и успехом, способствовали сближению и взаимопониманию между народами. Только на прощальном концерте в парке Токио присутствовали свыше 20 тыс. слушателей, и впервые были вывешены рядом советский и японские флаги. Такого исключительного успеха там не знал ни один зарубежный исполнитель. За большие заслуги в развитии музыкального искусства и энергичную пропаганду его в широких кругах слушателей Э. еще в 1925 в числе первых было присвоено почётное звание Заслуженного артиста республики, а спустя десять лет - Заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1935 его пригласили на должность профессора в Московскую консерваторию. Через год поступило предложение дать концерты в Париже, Брюсселе, Лондоне и Амстердаме. Однако увлечённый педагогической, творческой работой и планами гастрольных поездок по стране, он так и не смог найти на это интересное турне времени. В 1936 в Москве большим симфоническим концертом исключительно торжественно и празднично был отмечен юбилей Э. - 50-летие со дня рождения и 35-летие творческой деятельности.
Э. проявил себя и как незаурядный композитор, сочинив "Сонату в старинном стиле" для скрипки и фортепиано, ряд скрипичных пьес, романсов. Он написал каденции к концертам Паганини и Брамса, к сонате Д. Тартини "Дьявольская трель", оставил несколько редакций и транскрипций пьес Шопена, Венявского, Брамса, Поппера, Чайковского, Рахманинова, Алябьева, аккомпанементы к пьесам "Пляска ведьм" и "Этюдам" Паганини. Одна из лучших и наиболее популярных среди скрипачей пьес - "Фантазия на темы оперы Кармен" Ж. Бизе. Остались в рукописи 4 романса для голоса с фортепиано, "Русская песня" (для скрипки соло), другие произведения. Была начата работа над оперой "Цыгане". На его родине, в Старом Осколе, старейшей детской школе искусств и одной из улиц старинного города присвоено имя М. Г. Эрденко. А в год празднования столетия со дня рождения музыканта (1986) в городе был учреждён и проведён первый межобластной конкурс молодых скрипачей и виолончелистов, ставший ныне традиционным.