ЧЕПЦОВ, Ефим Михайлович [28.XII.1874(9.I.)1875 - 8.I.1950] - художник, профессор, засл. деятель искусств
РСФСР (с 1946). Род. в с. Медвенка Курской губернии в семье маляра и иконописца. Уже в детстве брал в руки кисть, чтобы помогать отцу красить крыши и писать иконы. Затем - учёба в Киеве в иконописной школе при Киево-Печерской лавре. Когда Ч. исполнилось 20, он отправился на заработки в Петербург, работал художником в журналах. В 1901 поступил в Тенишевское художественное училище в класс проф. Преображенского; в составе группы учеников училища расписывал церковь во Флоренции. Учился в Академии художеств под руководством К. А. Савинского и И. И. Творожникова. Помещал графические рисунки в периодической печати, рисовал почтовые карточки, писал портреты по заказам. Выставив весной 1906 картины "Охотник", "У доктора", Ч. обратил на себя внимание передовой критики. После окончания Академии художеств Ч. был направлен на стажировку в Италию, где на Капри познакомился с А. М.
Горьким. Здесь Ч. тоже много работает и позже за холст "Капри" премируется вторичной поездкой в Италию, а также в Голландию и Бельгию.
Подолгу Ч. живёт также и на родине, пишет односельчан: "Дети в деревне", "В семье", "Слушают" и др. Наряду с творчеством, он много времени отдавал культурно-просветительной работе среди земляков: оформлял и проводил праздники, читал популярные лекции по изобразительному искусству, вёл театральный кружок, где был и режиссёром, и актёром. Главными работами этого периода являются картины "Заседание сельской ячейки" (1924) и "Школьные работники" (1925). Полотно "Заседание сельской ячейки" критика оценила как достижение реалистической живописи, картина участвовала в выставке "Лучшие произведения советских художников" в 1939 в Государственной Третьяковской галерее. Картина "Школьные работники" (во многих источниках её называют ещё "Переподготовка учителей") - это коллективный портрет преподавателей села Медвенка - знакомых художника. Обе картины Чепцова так правдивы и жизненны, что имеют историко-документальное значение. Значительное место в творчестве Ч. занимают пейзажи, в которых художник запечатлел необозримые просторы Родины. Увлекали его и виды Курска. В годы ВОВ им созданы картины "Последние известия с фронта", "В дни войны" и др., посвящённые труженикам тыла. В послевоенное время заведовал кафедрой живописи Ленинградской академии художеств, а затем работал на художественно-графическом факультете Московского педагогического института им. В. В. Потёмкина.
Полотна Ч., написанные в родных местах: "Заседание сельской ячейки" (1924), "Переподготовка учителей" (1925), - хранятся в Гос. Третьяковской галерее. Написанное в 1920-х полотно "Проведение дня кооперации в деревне", - в Гос. Русском музее. В Курской областной картинной галерее им. А. А. Дейнеки экспонируются его работы: "Женский портрет" (1910), "Подруги" (Медвенка, 1918), "Среди родных" (1945) и др. На родине Ч. в 1982 открылся дом-музей его имени (филиал Курской картинной галереи), в котором хранится около 30 полотен художника.